Университеты должны переосмыслить секуляризм

Университеты должны переосмыслить секуляризм, чтобы иметь дело с религиозным разнообразием

Дебаты как о религии, так и о секуляризме все чаще входят в британскую общественную сферу – иногда весьма яростно. После трагических нападений в Париже интенсивность споров, несомненно, возрастет.

Великобритания не очень хорошо подготовлена к этому, так как основная религиозная посещаемость уже давно находится в упадке, а знания о религии не стоят на повестке дня.

Неудивительно, что дебаты по этим вопросам распространены в университетах. Но достаточно ли хорошо работают университеты для того, чтобы стимулировать общественное понимание как религии, так и секуляризма?

Многие считали, что религия либо рухнет, либо станет просто частным выбором в рамках общего процесса “модернизации”, возглавляемого экономическим ростом, развитием государств и культурой, преобразованной наукой и техникой. Это мнение недавно было названо «гипотезой секуляризации» и ученые ставят под сомнение его легитимность. Хотя в Западной Европе и в коммунистических странах религия пришла в упадок, с тех пор она процветала в других странах, в том числе и в бывших коммунистических странах.

Религия также взяла на себя новую роль в общественных дебатах, начиная от религиозного права в США до глобальной популярности нынешнего папы и его критики капиталистических эксцессов и неспособности действовать в отношении изменения климата. Некоторые ученые сейчас говорят о “пост-атеизме”. Они утверждают, что влияние первоначально религиозных идей стало важным вне конкретных религиозных контекстов — таких, например, как “управление” Землей.

Приветствие присутствия религии в общественной сфере должно стать не предательством секуляризма, а центральной характеристикой того, что мы могли бы назвать европейским “умеренным секуляризмом”. Хотя остаются и более экстремистские секуляристы, умеренные люди извлекли уроки из усилий по подавлению определенных религий в прошлом и применяют их сейчас как к религиям, которые стали новыми в Европе, так и к предложениям подавить религию в целом.

Неизбежно множественное число

Существует много религий и множество новых религиозных движений, и в каждом есть инновации, а также консервативная реакция. Люди отказываются быть связанными рамками одной только религии, участвуя в самых разнообразных личных духовных исканиях. У этого есть и другие источники, но миграция делает эту проблему острой в Великобритании и Европе.

Великобритания уже давно смирилась с разделением христианства на различные деноминации, хотя Католическая эмансипация шла медленно. Признание еврейского меньшинства обеспечено надежно. Но после десятилетий новой иммиграции Великобритания также стала страной сикхов, индусов и мусульман. Само христианство меняется,  например, с ростом Пятидесятнических церквей, часто с большинством чернокожих членов.

Перепись 2011 года показала, что последователи Нехристианских религий составляют 7,5% населения, но будучи более молодыми, чем это в среднем по обществу, они составят одного из восьми молодых людей (одного из четырех в Лондоне) в 2025 году. Члены таких групп не только с большей вероятностью поступают в университет, но и берут с собой понимание того, как религия должна выражаться публично, а не просто оставаться частной.

Например, религия может иметь последствия для одежды (тюрбаны и платки) или диеты (веганская или вегетарианская, кошерная или халяльная). Тогда возникает вопрос, в какой степени и каким образом государственные учреждения, такие как университеты должны учитывать различные аспекты религии и веры.

Секуляризм может быть ресурсом для решения проблемы разнообразия, когда он основан на приверженности справедливости и взаимному участию, а не на разобщенности и отказе приспосабливаться. Университеты имеют сильные и в основном полезные традиции в этом отношении.

Но политические обязательства университетов в отношении равенства, разнообразия и инклюзивности должны быть пересмотрены и расширены, чтобы охватить религиозную, не менее, чем другую, групповую идентичность. Цели должны включать в себя прекращение дискриминации, а также возможности для публичного выражения мнений и возможности для взаимного обучения и сотрудничества в интересах общественного блага.

В 2009 году была создана Национальная Федерация Атеистических, гуманистических и светских студенческих обществ.

Глобальное религиозное разнообразие сегодня является проблемой для каждой страны. Иногда претензии на христианское наследие используются, чтобы попытаться сдержать нехристианских беженцев, хотя это лукаво, учитывая христианскую традицию предоставления убежища.

Секуляризм нуждается в переосмыслении

Секуляризм предполагает способы мышления и организации действий, а не просто отсутствие религии. Это часть дебатов, а не конец дебатов. Если бы секуляризм был лишь вопросом о том, чтобы держаться подальше от религии, и все, что университеты (или государства) должны были бы делать, это оставлять все светским, то справиться с конфликтами и спорами по поводу религии было бы легко.

Но секуляризм более сложен, включая идеи о справедливости в обращении с религиями, о надлежащих способах для представителей различных религий взаимодействовать в обществе и о свободе отдельных лиц исповедовать различные виды религии.

Современный секуляризм развивался в условиях религиозного конфликта, чтобы обеспечить институты, которые не были ни собственностью одних религий, ни инструментами для проектов религиозной экспансии. Известная конституционная доктрина США о том, что не должно быть официальной религии, имеет больше общего с предотвращением права какой-либо одной религии подавлять других, чем с попыткой свести к минимуму религиозное участие. И, возможно, одна из причин, по которой религия остается жизненно важной в США, заключается в том, что нейтралитет правительства позволяет обеспечивать высокий уровень личного и общественного выбора в вопросах религии.

Ценность политического секуляризма, признающего пространство для политической и государственной власти, не подчиненное религиозной власти, не основывается на абсолютном разделении организованной религии и политики. Относительная и взаимная автономия обоих властей является достаточной, и это историческая и современная форма секуляризма, которая встречается в Западной Европе  -регионе, который изобрел политический секуляризм.

Но идея секуляризма также имеет более древние корни в идее различия между вопросами, относящимися к этому — мирскому существованию и вопросами духа. Религии устанавливают связи, но также признают различия.

Светские институты сосредотачиваются на этой мирской жизни, чрезвычайно расширяясь в современную эпоху от образования и здравоохранения до размеров самого правительства. Это часть того, что позволяет нам сказать, что мы живем в  светский век: не когда доминирует антирелигия, но что в жизни каждого человека есть много очень разнообразного и организованного на основе, отличной от религии, от рынков до правительств и технологий.

Религиозные организации также могут предоставлять светские льготы. Например, каждое государство Европейского Союза, включая la France, выделяет средства либо на религиозные школы, либо на религиозное образование в государственных школах. Они делают это потому, что они считают, что эти школы или классы имеют хорошее качество образования и ценность.

Правительство может прийти к выводу о том, что религиозные организации могут быть в большей степени способны обеспечить определенные формы социальной помощи и благосостояния определенным слоям населения, чем государство. Аналогичным образом, светское общество может быть радо иметь общественные форумы, где этическая мудрость религиозных лидеров может помочь улучшить качество управления и законодательства – без доминирования над ним – многие считают, что этому способствует присутствие епископов в палате лордов.

Британские университеты —  светские в смысле содействия справедливости в отношении всех религий – и тех, кто не исповедует никакой религии. Они также имеют решающее значение в создании условий для изучения религии и секуляризма и обучения на основе взаимного участия членов различных религиозных конфессий – и, опять же, тех, кто нерелигиозен.

Университеты должны взаимодействовать со светским миром, предлагая практический вклад. Но среди этих практических вкладов они должны привлечь внимание к значимости религии как в светских вопросах, так и в вопросах веры и убеждений.

Авторы:
Craig Calhoun
Директор и президент Лондонской школы экономики и политических наук
Tariq Modood
Профессор социологии, политики и государственной политики и директор-основатель центра изучения этнической принадлежности и гражданства Бристольского университета

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *