Каковы признаки светского государства?

Поделиться с друзьями

Светское государство отличается от теократического государства, определяющими свойствами (характеристиками) которого являются, в том числе, следующие:

  • наличие обязательной для всех религии, которая навязывается принудительно;
  • религиозный лидер (глава религиозного объединения) или группа религиозных лидеров (руководящий орган религиозного объединения, совет религиозных лидеров и пр.) находятся во главе государства, возглавляют органы государственной власти, обладают полномочиями политической государственной власти(исполнительной, законодательной, судебной) или обладают правом назначения и комплектования государственных органов;
  • религиозные объединения не отделены от государства, а их руководящие органы инкорпорированы в структуру органов государственной власти и государственных органов;
  • происходит смешение органов государственной власти и органов управления религиозной организации,отсутствует разделение полномочий органов государственной власти и руководства религиозной организации, религиозные организации обладают правом принимать участие в деятельности государственных органов или влиять на их деятельность.

Конечно же, противоположность светского государства теократическому государству условна, так как совокупность типов светских и несветских государств можно лишь очень условно представить в виде отрезка прямой, один конец которого условно занимает теократическое государство, а другой – светское государство. Более правильно было бы расположить на противоположном теократическому государству конце этой модели идеократическое государство с общеобязательной идеологией (секулярной квазирелигией) или антирелигиозное государство. Тогда весь средний участок и будет отражать многообразие моделей светского
государства.

Следует отметить, что примером теократического государства сегодня является только Ватикан. Для причисления иных государств к теократиям нет оснований. Как отмечает И.Н. Барциц:

«С формированием светских государств религиозная составляющая, продолжающая оказывать свое воздействие на уровне правовой идеологии и философии права, утрачивает свое юрисдикционное значение.
Охарактеризовать правовую систему как каноническую можно лишь в том случае,если все государственно-правовое устройство страны строится на религиозных основах. В противном случае, если каноническое право выступает лишь как регулятор внутрицерковной жизни, можно говорить о существовании в государстве канонического права, но не о канонической государственной правовой системе»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *